2 июля 1942 года в результате внезапного налета
вражеской авиации на Новороссийск погиб лидер «Ташкент»,cтоявший в доке.
Короткий, но необычайно яркий путь, насыщенный дальними походами,
героическими эпизодами и жестокими боями с врагом, прошел
этот удивительно красивый корабль, главным подвигом которого
стала доставка пополнения, боеприпасов и горючего в осажденный
Севастополь, поддержка его защитников огнем своей артиллерии и
эвакуация раненных. Семнадцать раз прорывался он в осажденный
город и заслуженно стал легендарным кораблем Черноморского
флота.
Интересно, что “Ташкент” создавался для эскадренного боя.
Быстроходный “аристократ моря”, имевший большую дальность
плавания и мощное вооружение, удачно сочетавший в себе
быстроту и силу, необходимые для активных действий, он был
бы незаменим в боях с кораблями противника. Однако в его
боевой биографии был всего один бой с надводным
кораблем - итальянским торпедным катером, который был
быстро уничтожен. В основном же «Ташкент» действовал
в одиночку, стрелял по береговым целям, а его
главным противником была авиация.
Всего 375 военных дней пришлось служить
«Ташкенту» - с 22 июня 1941 по 2 июля 1942 года.
Но за этот короткий срок “голубой крейсер” — так
называли его черноморцы — оставил за кормой 27 тысяч
огненных миль, отконвоировал 17 транспортов, перевез
19 300 человек и 2538 т грузов, сбил 9 и повредил 4
фашистских самолета, провел около сотни стрельб по
береговым позициям противника. “Ташкент” стал одним из
тех героических кораблей, которые закладывали фундамент
нашей будущей Победы.
Фотопортрет В.Н. Ярошенко
В начале мая 1939 года корабль был передан советским морякам.
Предстоял непростой переход в Одессу, поскольку Турция запрещала
проход военных кораблей через Босфор. Корабль замаскировали под
пассажирский теплоход, над палубой натянули брезент с нарисованными на
нем окнами и другой атрибутикой «пассажира». После такой подготовки
переход прошел успешно. Корабелы Николаева завершили строительство и
установили временное вооружение, 22 октября 1940 года «Ташкент»
вступил в строй, а в феврале 1941 года командиром лидера был назначен
капитан 3 ранга В.Н. Ярошенко.
Этот корабль называли «Голубым крейсером» и «Героем Севастополя».
Голубоватый оттенок его бортов и надстроек придавал кораблю нарядный,
несколько щеголеватый вид, который всегда радует глаз моряка. Он был
действительно красив своим острым форштевнем, плавными обводами,
слегка откинутыми назад трубами и мачтами. Однако, как выяснилось в
процессе эксплуатации лидера, его корпус, не имевший бронирования и
противоминной защиты, обладал недостаточной прочностью, что
представляло большую опасность во время сильных штормов. Слабым было и
зенитное вооружение корабля.
Начало войны
Подвиг лидера «Ташкент»
С картины В.А. Печатина
В годы Великой Отечественной войны «Ташкент» принял активное участие в
героической обороне Одессы и Севастополя.
Лидер осуществлял воинские
перевозки, эвакуировал раненых и мирное население приморских городов,
конвоировал транспорты с войсками и грузами для фронта. Он
неоднократно поддерживал действия сухопутных войск артиллерийским
огнем, провел около ста стрельб по позициям противника под Одессой и
Севастополем, у Судака, Феодосии и Евпатории, уничтожил шесть
береговых батарей, большое количество боевой техники и живой силы
врага.
Свой первый бой лидер принял под Одессой 22 августа
1941 года. В тот день им было уничтожено и рассеяно
несколько механизированных колонн противника. Неделю
спустя за отличную стрельбу по вражеской береговой
батарее экипаж корабля получил первую благодарность
командования. Через несколько дней лидер был атакован
авиацией и получил тяжелые повреждения. Всего полтора
месяца, вместо пяти по нормативам, потребовалось рабочим
Севастополя, чтобы вернуть корабль в строй и усилить его
зенитное вооружение.
В декабре 1941 года командование решило использовать
«Ташкент» для оказания помощи Севастополю.
“Голубой крейсер” помнят и бойцы морской пехоты,
которых он доставлял в Севастополь, и
воины Приморской армии, не раз ощущавшие
могучую поддержку артиллерии лидера, и
раненые бойцы, эвакуированные на нем в госпитали
Новороссийска. «Ташкент» мог принимать на борт до
2500 бойцов. Каждый раз он оставлял Севастополю
большое количество горючего, а в одном из рейсов
в кубриках корабля разместили около тридцати!
железнодорожных вагонов боеприпасов.
Последний бой, он трудный самый
Последний бой «Ташкента»
Ночью 27 июня, приняв на борт свыше 2100 раненых
и жителей города, а также 86 уцелевших частей панорамы
«Оборона Севастополя 1854—1855 гг.» лидер последним из
надводных кораблей флота покинул Севастополь. Моряки понимали,
что возвращение будет очень трудным, поэтому на боевых постах
все были в «первом сроке». Экипаж «Ташкента» отдавал дань вековой
традиции русских моряков - идя в решительный бой, одеваться,
как на парад.
Восемьдесят шесть гитлеровских самолетов
преследовали корабль в течение четырех с лишним часов,
сбросив на него более 300 авиабомб. Умелыми маневрами
командиру «Ташкента» удалось избежать прямых попаданий,
но от близких взрывов возникли трещины и разрывы корпуса,
внутрь корабля поступило свыше 1700 тонн воды. Находившиеся
в первом котельном отделении моряки, пожертвовав собой,
предотвратили взрыв котла и спасли корабль от неминуемой
гибели. Никакой пересказ не передаст реальное напряжение
этого боя. Есть вещи, которые нельзя ни изобразить,
ни передать словами, - это и есть тот бой, который принял
тогда «Ташкент».
Израненный, но непобежденный корабль был встречен
нашими самолетами и кораблями. С их помощью он достиг
Новороссийска. Подвиг «Ташкента» восхитил советских
людей даже в те героические дни, когда они уже, казалось,
перестали удивляться мужеству наших моряков.
Девизом и клятвой ташкентцев было всего несколько слов:
«Мы прорвемся в Севастополь, чего бы нам это ни стоило».
За массовый героизм, проявленный в этом походе, весь личный
состав лидера был удостоен высоких правительственных наград,
а корабль был представлен к гвардейскому званию.
Место в истории
Однако гвардейский Военно-морской флаг не был поднят на «Ташкенте». В
полдень 2 июля корабль, ремонтировавшийся у причала, был внезапно
атакован большой группой фашистских самолетов и, получив два прямых
попадания бомб, лег на грунт. Так погиб легендарный «Голубой крейсер».
Но он не пропал в забвении. Он занял свое место в историческом строю
таких прославленных кораблей Российского флота как линейный корабль
«Азов», бриг «Меркурий», броненосец «Потемкин» и миноносец
«Стерегущий», подвиги которых всегда будут вдохновлять наших моряков.
При написании статьи были использованы следующие материалы:
Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва. 1897 г.
Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. Москва. 1988 г.
Краснознаменный Черноморский флот. Москва. 1979 г.
Альманах «Андреевский флаг» № 35. Москва. 1996 г.
Автор Владимир Додонов
http://www.korvet2.ru/blog/?p=1483
Опубликовал: Александр Осепян
Свежие комментарии