Работодатели вынуждены будут поднимать зарплаты тем, кто придет на смену убывшим иноземцам
Ирина Мишина
В системе миграционного учета зафиксировали отток двух миллионов мигрантов. Об этом сообщает пресс-служба МВД.
Это произошло в течение нынешнего года. Российские власти ускорили введение ограничений на работу мигрантов после теракта в «Крокус Сити Холле» 22 марта, в результате которого погибли 145 человек и более 550 получили ранения.
Одновременно с этим силовые органы устроили крупнейшую с 2013 года «охоту» на нелегальных мигрантов и провели рейды как минимум в 68 регионах страны. МВД предложило ужесточить миграционное законодательство.
Отъезд трудовых мигрантов с точки зрения специалистов может поставить перед российской экономикой ряд проблем. В первую очередь это связано с нехваткой рабочей силы в России. По данным Росстата, в марте уровень безработицы опустился до исторического минимума — 2,7% (2 млн человек).
При этом, как отмечал глава Минтруда Антон Котяков, к 2030 году России потребуется дополнительно 2,4 млн работников. Российские компании уже массово ищут персонал не только в странах Центральной Азии, но и в Африке.
(полный чиздёж, просто работодатели не желают принимать на работу местных, ведь их надо официально трудоустраивать и платить налоги. В.А.)
Чем, собственно, грозит нам отток мигрантов? Какие сферы столкнутся прежде всего с проблемами и насколько они решаемы? С такими вопросами мы обратились к доктору экономических наук, проректору Финансового университета при правительстве РФ Александру Сафонову.
— На мой взгляд, проблема преувеличена. Во-первых, отток мигрантов начался намного раньше, еще во время ковида. Затем стал меняться курс рубля, и мигрантам стало просто невыгодно работать в России, заработки на родине подчас выглядели более привлекательно.
После начала СВО многих мигрантов для получения российского гражданства начали заставлять становиться на учет в военкоматы, часть испугалась СВО, произошел массовый отток. Что касается наших отраслей, то тут в первую очередь работодатели вынуждены будут поднимать зарплаты там, где работали мигранты. Самые большие сложности ждут строительную отрасль, я думаю.
«СП»: В октябре прошлого года первый замглавы Минстроя и ЖКХ РФ Александр Ломакин сообщил, что порядка 10 млн человек заняты в сфере строительства. Из них 800 тысяч человек — трудовые мигранты. Это всего 8%. А вот генеральный директор некоммерческого партнерства «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов дает другую оценку. По его мнению, в строительстве занято около 30% мигрантов. Кем их заменят?
— Объемы строительства сейчас значительно сокращаются. Понятно, что будет расти зарплата там, где иностранцев будут замещать российскими гражданами, потому что «серые схемы» и договоры гражданско-правового характера (ГПХ) скорее всего уйдут в прошлое.
Но в строительстве и так сейчас стагнация. 7% новостроек, или даже больше, стоят нераспроданными. После прекращения программы семейной ипотеки запрос на жилье значительно снизился. Пострадает больше всего и система ЖКХ.
Но, с другой стороны, есть ведь автоматические уборщики. Я жил в Вене, и ни разу не видел там за долгое время дворника с метлой. Значит, выход есть? Большинство оставшихся мигрантов перетечет сейчас в сферу доставки, где самые высокие зарплаты.
«СП»: Около 10 регионов запретили мигрантам работать в сфере общепита. Как считаете, сильно поднимутся цены в кафе и ресторанах в связи с этим?
— Сначала давайте разберемся, где работают эти точки общепита. В Москве и в курортных городах в основном. В остальных регионах — это мизер. Вы видели, чтобы закрывались суши-бары и пиццерии в Москве? Я такого не замечал, — резюмирует эксперт.
Но самые серьезные изменения в связи с оттоком мигрантов ждут, вероятно, сферу такси. Сегодня 40−50% водителей такси в России — мигранты. В Москве этот показатель порядка 30%. Такие приблизительные цифры назвал «СП» председатель московского профсоюза таксистов «Добро» Николай Кодолов. По его словам, точная статистика есть только у агрегаторов, но они ею не делятся.
Николай Кодолов отметил, что в большинстве субъектов РФ таксистами работают выходцы из стран ЕАЭС, в основном из Киргизии, Казахстана. В некоторых регионах можно встретить таксистов из Узбекистана и Таджикистана. Раньше они работали преимущественно «вчерную», но с 1 сентября 2024 года не смогут таксовать без патента и других необходимых документов.
— Мы ждем, что в скором времени дефицит таксистов достигнет 10−20%, а в некоторых городах даже больше. Это приведет к повышению цен, более долгому ожиданию автомобиля. Еще начнутся проблемы у таксопарков, потому что у них есть машины, а ездить на них будет некому. В целом ничего хорошего не предвидится, — заявил «СП» председатель профсоюза Николай Кодолов.
— Менять систему такси надо, и никакого повышения цен не будет, — считает доктор экономических наук Александр Сафонов. — Сейчас до 30% доходов таксиста забирает Яндекс. Внутри системы надо решать проблемы, тогда и не будет никаких проблем.
Не меньшие реформы ждут, очевидно, и сферу ЖКХ. Как сообщил «СП» председатель правления Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин, минувшей зимой власти Москвы информировали: улицы города убирают 135 тысяч работников ЖКХ, то есть «более 1000 человек на район». Однако в реальности в столице такого количества дворников не было, считает он.
«Получается, мы уже сейчас живем с большим количеством „мертвых душ“ в ЖКХ, которыми являются мигранты. Справимся ли мы в ЖКХ без мигрантов? Справимся, уже сейчас справляемся», — считает Константин Крохин.
Мигранты вообще не нужны сфере ЖКХ, считает экономист Николай Кульбака. По его словам, достаточно поднять зарплаты дворников до 60−70 тысяч рублей, дать им жилье и соцстрахование, и тогда в крупные города потянутся жители российских регионов.
«А если делать ставку только на дворников-мигрантов, ничего путного не будет. Они начали уезжать уже несколько лет назад, в итоге дворы практически не убирают, аварий в коммунальном хозяйстве стало больше. Чиновнику ведь главное что? Просто отчитаться, а потребитель, который платит за ЖКХ немалые деньги, чиновника не интересует», — резюмирует экономист.
Возникает, однако, естественный вопрос: куда денутся те 2 миллиона мигрантов, которые, по данным МВД, покинули Россию. Некоторые предположения сделать можно. 17 сентября канцлер ФРГ Олаф Шольц завершил трехдневное турне по Центральной Азии.
Шольц сосредоточился на Узбекистане и Казахстане — он провел по полтора дня в каждой стране. В Самарканде стороны подписали несколько документов, уделив особое внимание соглашению о миграции. Полностью оно называется «Соглашение о всестороннем партнерстве в сфере миграции и мобильности». С его помощью Германия рассчитывает привлечь из Узбекистана в Германию «квалифицированных работников».
Куда денутся остальные мигранты, покинувшие Россию? С таким вопросом мы обратились к Александру Сафонову.
— У Шольца самого проблемы с мигрантами внутри страны. Я не думаю, что там идет речь о массовом привлечении дешевой рабочей силы из Узбекистана. Куда еще поедут мигранты, покинувшие Россию? Думаю, значительная часть вернется на родину.
Китай и Иран серьезно вкладываются сейчас, например, в экономику Узбекистана, строят там нефтегазовый завод на 3 тысячи человек. Альтернатива для мигрантов — работа в ОАЭ, Саудовской Аравии, Турции. Правда, стоит иметь в виду, что Турция после теракта в «Крокусе» ввела для граждан Таджикистана визовый режим. Но все равно они туда едут.
Свежие комментарии