Вчера в Аргентине произошло историческое событие. Суд в Буэнос-Айресе признал сотрудничество военных диктатур Южной Америки в 1970—1980-х годахорганизованной преступной структурой.
Процесс по делу начался в 2013 году и расследовал массовые преследования оппозиционеров, похищения их детей, пытки и убийства, которые координировались спецслужбами Аргентины, Боливии, Бразилии, Парагвая, Уругвая и Чили в операции под кодовым названием «Кондор». Суд приговорил 15 бывших военных к большим тюремным срокам.
Напомню, что грязная и жестокая операция «Кондор» - стала одним из примеров массовых политических убийств, осуществляемых США и ее сателлитами.
Операция «Кондор» – кампания по преследованию политической оппозиции в ряде стран Южной Америки в 1970-1980 годах. Проводилась правительствами Чили, Аргентины, Уругвая, Бразилии, Парагвая, Боливии при активной поддержке спецслужб США.
Спецслужбы этих государств, действуя скоординированно, организовывали похищения, пытки и казни без суда и следствия представителей оппозиции. Жертвами становились видные политики, дипломаты и общественные деятели. Точное число погибших неизвестно, однако оно оценивается в несколько тысяч человек.
Под эгидой ЦРУ и при участии нескольких западных стран латиноамериканские диктатуры объединили в 1970-х годах прошлого века усилия своих «служб» против активистов и участников прогрессивных движений и противников военных режимов.
В 1975 году в Сантьяго, Чили, прошла встреча между Мануэлем Кантреросом, шефом политической полиции ДИНА, и представителями ЦРУ, которая послужила началом официальной операции «Кондор», секретной операции, к проведению которой присоединились все диктатуры континента – возник настоящий рынок исчезновений, как это было доказано документами, которые медленно публикует само ЦРУ.
В июне 1976 года старший советник президента Ричарда Никсона Генри Киссинджер и секретарь по межамериканским делам Уильям Роджерс дали зеленый свет диктаторскому режиму Аргентины «на ликвидацию подрывных элементов в течение десяти месяцев».
На самом деле основы операции «Кондор» были заложены до переворота 1973 года, осуществленного под руководством Аугусто Пиночета. Под прикрытием ЦРУ и с целью искоренения «марксистских подрывных элементов и террористической деятельности», основная цель операции состояла в ликвидации основных препятствий на пути осуществления ультранеолиберальной политики, которую Вашингтон навязывал странам Латинской Америки.
Были подписаны первые соглашения между ЦРУ и антикастровскими группами, некоторыми фашистскими движениями, такими, как AAA – Аргентинский Антикоммунистический Альянс, созданный Лопесом Рега, советником президента Изабель Перон.
Начиная с 1976 года, чилийская полиция ДИНА и ее коллеги из аргентинской службы САЙД оказались передовым отрядом объединенных сил крайне правых. Первая фаза операции «Кондор» была ограничена Латинской Америкой. Но за ней последовала вторая – в Европе, прежде всего, во Франции, Испании и Португалии, как, впрочем, и в самих США.
В 1974 году, глава Штаба Вооруженных сил Чили при правительстве Сальвадора Альенде генерал Карлос Пратс погиб вместе со своей женой в Буэнос-Айресе. Аргентинская столица стала сценой покушений на бывших депутатов уругвайского парламента. Погибли Зельмар Мичелини и Гектор Гутьерес, а также бывший президент Боливии Хуан Хосе Торрес.
В Монтевидео, Сантьяго, Буэнос-Айресе, Асунсьоне совершались покушения на активистов Чилийской коммунистической партии и активистов организации МИР. Список оказался длинным: Перониста Монтенерос, члены МТО (Движение «Все за Страну»), две аргентинские группы, поддерживавшие вооруженную борьбу; похищали и переправлялись в неизвестные места участники уругвайского движения «Тупамарос» – многие позже числились среди «исчезнувших».
В 1976 году далеко от Латинской Америки, в Вашингтоне, тень операции «Кондор» вела к убийству Орландо Летельера, бывшего министра в правительстве Сальвадора Альенде, и его секретаря Ронни Моффит. Тот же почерк просматривается и в покушении в 1975 году в Риме на бывшего вице-президента Чили Бернардо Лейтона, в чью машину была подложена бомба. Лейтон едва избежал смерти. Провела эту операцию крайне правая группировка «Вангуардиа Итальяна», итальянское крыло «Кондора».
Южноамериканские организации, представляющие жертв репрессий и защищающие права человека, жаловались, что система юстиции стран, на территории которых осуществлялась операция «Кондор», «работала очень медленно». Политическое влияние военных и армия, вездесущая в политической жизни этих стран, часто не дают расследовать пытки и убийства.
Но такое положение начинает изменяться в связи с новым климатом, наступающим по мере того, как к власти приходят правительства, решительно настроенные на защиту прав человека и судебные разбирательства всех преступлений. В Чили судья Хуан Гузман инициировал судебные дела по 30 случаям пыток, причем одно из таких дел было возбуждено в отношении Мануэля Контрераса и исчезновения 20 жертв чилийского плана «Кондор».
В Аргентине военные лидеры переворота 1976 года и другие высокопоставленные фигуры военного режима, как и палачи, например Альфредо Астис, который был приговорен заочно к длительному сроке во Франции за убийство двух монахинь, Алис Домонти и Леонии Дуке, также придется ответить за свое участие в проведении операции «Кондор».
Первым шагом на этом пути было осуждение чилийца Арансибии Клавела за убийство генерала Пратса и его жены. В Уругвае только что арестованы бывший президент Хуан Мария Бордаберри, его министр иностранных дел и шесть военных офицеров, ответственных за исчезновение в Аргентине в 1976 году оппонентов уругвайского режима.
Тем не менее в большинстве этих стран судебные дела, возбужденные против авторов преступлений против человечности в период с 1970-х по 1990-е годы, тянутся долго и прекращаются благодаря изъянам законов об амнистии в большей степени, чем по воле правительств, которые, с другой стороны, размахивают флагом «национального примирения». Прискорбно, что двое главных действующих лиц операции «Кондор», Альфред Стресснер и Аугусто Пиночет, так и не заплатили за свои преступления и умерли, не ответив на обвинения по поводу исчезнувших. Память об этих событиях преследует людей, оказавшихся жертвами преступлений, совершенных в те годы...
Вот только некоторые жертвы «Кондора»:
Маркос Орландо Летельер дель Солар - чилийский экономист и дипломат, министр иностранных и внутренних дел в правительстве Альенде. 21 сентября 1976 г. был убит, вместе со своей секретаршей Ронни Моффитт (ее муж получил ранение, но выжил), агентами тайной полиции Пиночета в Вашингтоне в ходе операции «Кондор».
Хуан Хосе Торрес Гонсалес - боливийский военный и государственный деятель, президент Республики Боливия (1970—1971). В ходе операции «Кондор» был похищен и убит 1 июня 1976 года в провинции Буэнос-Айрес аргентинским «Эскадроном смерти».
Агостин Гоибуру - парагвайский политический деятель, руководитель оппозиционного Стресснеру Народного движения «Колорадо». Убит в ходе Операции «Кондор».
Бернардо Лейтон Гусман - один из основателей Христианско-демократической партии Чили, вице-президент в правительстве Эдуардо Фрея Монтальвы; оппозиционер режиму Пиночета, ставший целью итальянских неофашистов, участвовавших в Операции «Кондор».
Карлос Альтамирано Оррего - чилийский политический деятель, генеральный секретарь Социалистической партии Чили (1971—1979). Депутат Национального Конгресса Чили (1961—1965), сенатор (1965—1973); одна из целей Операции «Кондор». После прихода к власти генерала Пиночета смог скрыться от преследований хунты и жил в ГДР. В 1993 году вернулся в Чили.
Такое признание, в государственном суде Аргентины суде сотрудничества диктатур преступной структурой беспрецедентно в мировой истории и надеюсь останется единственным…
http://kir-bor.livejournal.com/229786.html
Свежие комментарии