На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТО о ПОЛИТИКЕ

46 112 подписчиков

Свежие комментарии

  • Анатолий Витушкин
    Кто же является этим провокатором, призывающим давать паспорта беглым из неньки укропам? Опять диверсия, аналогичная ...И моя такая же ос...
  • Марина Муратова
    Здравствуйте! Мой отец в СССР работал газоэлектросварщиком. Работал во всех республиках Средней Азии. Поднимали Ташке...Таджики что-то за...
  • Walery
    Полагаю, больший эффект получится если эти трофеи расставить как на поле боя - беспорядочно. Много чести ее ставить в...Генсек НАТО Столт...

Образование устарело — умные больше не нужны

uzbekko
 

О так называемых «лидерах глобального рынка», о «самых успешных и дорогих высокотехнологических компаниях» мы вам уже рассказывали в прошлый раз, в материале«Перманентный дроч на лидеров капитализации». Ну а сегодня мы поговорим о том, с какими проблемами все эти «высокотехнологические компании» столкнулись.

Вот как представляется картина экономического роста в современном мире? Берем потенциальных работников, даем им как можно более качественное образование, и выпускаем на рынок труда, где они, благодаря полученным знаниям, смогут трудиться с наивысшей производительностью. Верно?

Такая модель работала долго. Сначала – при переходе от традиционного сельского к городскому индустриальному обществу. Затем – при переходе городского общества от индустриального к постиндустриальному этапу, при смещении занятости в сферу белых воротничков.

Но теперь ей пришел конец. Как показано в докладе Национального бюро экономических исследований США, дальнейшие вложения в образование не приносят адекватной этим вложениям отдачи. Причины этого довольно просты. Восходят они к старому доброму парадоксу Моравека: к тому, что компьютером легче автоматизируются умственные операции, а не животно-инстинктивные действия.

Скажем, культовый для многих поколений инженеров-механиков сопромат («Сдал сопромат – можешь жениться») нынче запихнут в программное обеспечение САПР. Не нужна интуиция корабельного инженера-самоучки Петра Акиндиновича Титова, на глаз прикидывавшего размеры балок, не нужны расчетные навыки рассказавшего нам о Титове академика Крылова. Нужна лишь рабочая станция с соответствующим софтом – разноцветные картинки на экране расскажут о допустимых нагрузках в режиме реального времени, без обращения к томам справочников… И так – во все большем и большем числе областей, например – в органической химии.

То есть – нынешнее число доступных на рынке труда людей с высшим образованием избыточно, не только не требуется дальнейшего роста, а и имеющихся девать некуда. И поэтому американские экономисты предлагают обеспечить экономический рост, инвестируя в рабочие места для низкокалифицированной рабочей силы, изобилующей на рынке труда.

Одним товарищем было рассказано об отечественной системе автоматизации склада, эффективно решавшей парадокс Моравека с помощью комплексирования биологических и информационных систем. Брался гастарбайтер, даже не умеющий читать, но наделенный (как всякий здоровый человек) стереоскопическим зрением, способностью различения образов и мышцами. По системе связи через наушники на его родном языке подавался понятный, синтезированный компютером, приказ – что где взять, и куда положить. И гастарбайтер бегал по складу лучше и быстрее, чем дорогостоящий робот.

Вот и богатая экономика США, обильная инвестициями, задумалась о создании большого числа рабочих мест такого рода, что несколько дискредитирует политкорректную концепцию человеческого капитала. А у нас до сих пор надрачивают на образование — в результате уже 95% подростков имеют диплом с высшим образованием, но нет, продолжаются стоны о том, что вузовским преподам надо еще больше платить (видимо, чтобы никому не нужных митрофанушек с дипломами стало не 95%, а 100%). И стоят за прилавками продавцы с «вышкой», и крутят гайки в автосервисах слесаря с «вышкой», таскают на складе коробки выпускники института культуры и физтеха. Вы правда думаете, что для таскания коробок нужен диплом физтеха? Или вы уже понимаете, что такое «образование» — это впустую прогаженные ресурсы?

Подробнее об этом можно почитать в материале «Две дороги в глобальном мире хайтека«, но для размышления материала и так достаточно, как мне кажется.

 

 

Картина дня

наверх