Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В России решили построить подводные беспилотные лодки из бетона и гонять на них по северному морскому пути с грузами. Причем круглогодично.
"Подлодки дороги в производстве, если они делаются из традиционных материалов – стали или титана, но если корпуса отливать из бетона, то это будет дешёвое и эффективное производство.
На современном уровне развития технологий такие перевозки можно сделать беспилотными с использованием искусственного интеллекта" - заведующий отделом моделирования нелинейных процессов Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН Георгий Малинецкий.
Многие покрутили у виска со словами: "А такое вообще возможно"?
На самом деле, да. Во всяком случае бетонные корабли в свое время клепали, как пирожки.
За все время, в мире построили несколько сотен бетонных судов, начиная от небольших яхт и заканчивая нефтяными танкерами, баржами, пирсами и даже доками.
Первое такое судно появилось во Франции 170 лет назад. Но французы не оценили и задвинули проект в самый дальний ящик. Создатель Джозеф-Луис Ламборт был сильно расстроен, но ничего с этим поделать не смог.
Спустя несколько десятков лет, норвежец Николай Фегнер построил уже не лодку, а целое бетонное судно. Ну а с наступлением Первой и Второй Мировых, их начали строить и вовсе в промышленных масштабах. В основном американцы и немцы.
Во-первых, они были сильно дешевле и потерять их в результате атаки, было не так критично.
А во-вторых, на дворе мировой конфликт. Железо и сталь в дефиците, и американцы в те годы построили почти 60 таких судов. Сегодня на них никто уже не ходит, поэтому они стоят, как списанные суда.
Выше были американские суда.
Инженеры и судостроители Советского Союза расценили немного иначе, начав строить стоячные суда (могут плыть, но большую часть времени стоят).
Это относительно дёшево и максимально долговечно, потому что бетон не гниёт. Наши сделали несколько судов, катеров и даже яхт.
Ниже несколько комментариев людей со всей России по поводу бетонных судов:
"В Кольском заливе такое бетонное судно отлично сохранилось и до недавнего времени использовалось как плавучий склад имущества. У этих судов замечательная ремонтопригодность - причем ремонт возможен прямо в море. Применяется технология "Цементного ящика" (она применима для всех судов и металлических в т.ч.) - когда вокруг пробоины изнутри в распор закрепляется деревянная опалубка и специальный ремонтный пластырь, внутрь опалубки закладывается цементная смесь и вставляется медная трубочка для отвода капельной течи. После высыхания трубка заглушается".
"В СССР только в одном Киеве построили более 10 армоцементных яхт. Видел армоцементную яхту и во Владивостоке. Строились также плавпричалы и дебаркадеры. Либерти иногда ломались, и не только первые. Чинились они вполне нормально, в Китае (Дальний) в 50 годах была создана специальная судоремонтная база для Либерти. Чинились суда со всего света".
"Например американские Либерти (Победа) строили сварными и первые суда просто разламывались пополам. Позднее в них стали ввариваться стрингеры и дополнительные усиления бортов. А в СССР эти суда рассчитанные на 1 рейс служили по многу лет.
Насчет судов из бетона, да строили но только малого тоннажа - баржи и плашкоуты. То есть несамоходные плавсредства. Но позднее от их строительства отказались. Металла хватало после войны".
"В СССР 70-х из них строили рыболовецкие РС-150, ПТС-150, ДБЭ-150. Небольшие суда для рыбфлота. Длинной 27 метров и с двигателем 3Д6 на 150 л/с. Ещё в начале 80-х в Астрахани по берегам встречались списанные".
"На Каспии, в селе Крайновка Кизлярского района недалеко от берега лежит такая бетонная баржа. Лично плавал и изучал ее устройство. А еще ловили рыбу в ее трюмах )))"
"В Киеве строились ж.б. яхты "Армоцемент", "Цементал" и др".
"В СССР ж/б судов было больше чем где либо. Все пристани, плавмастерские, доки, дебаркадеры делались из железобетона. В Городце под Н.Новгородом завод до сих пор работает".
Так что суда из бетона - дело привычное. Что касается подлодок, которые предлагают строить наши инженеры, то скорее всего, это тоже реализуемо, но пока в мире никто массово и серийно этого не построил.
Наш читатель Ануар Жанбосов дополняет :
Верное дело. В России цементных заводов на 105 млн тонн. А работает меньше 50 млн. По металлу ситуация ещё печальное. А вот Северный морской путь строить надо срочно, это крайне важно и для экономики, и для обороны.
Лично знаю проф. Малинецкого из ВЦ имени Келдыша , это выдающийся профессионал в нескольких областях математики. ВЦ имени Келдыша РАН - созвездие лучших математиков России, самое профессиональное научное".
Всем добра.
Свежие комментарии