На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТО о ПОЛИТИКЕ

46 091 подписчик

Свежие комментарии

  • Анатолий Васильев
    Тогда -когда наш президент проснется !ДЕЛО НЕ В ПАРКОВК...
  • Поль Меерсон
    Нет уж. Не позор, а смерть!Таджикистан после...
  • Георгий Михалев
    Обычное дело, обычные оккупанты. Приехали, получили льготную ипотеку, корни пустили, банду собрали, начали вырезать м...ДЕЛО НЕ В ПАРКОВК...

Постановление №1871: почему в 1955 году в СССР запретили строить красивые дома

Разницу между «сталинкой» и «хрущевкой» знают все. Простор и добротные материалы в первом случае, и невероятная теснота, отсутствие звукоизоляции, протекающие потолки – во втором. Но дело не только в этом. Чтобы понять разницу, необязательно входить внутрь здания, достаточно беглого взгляда на фасад. До середины 50-х годов в СССР строили красивые дома. Постановление №1871 от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» утвердило повсеместную однообразную безликость.

Архитектура при Сталине

Первые годы советской власти были очень богаты на разнообразные эксперименты в искусстве. Архитектура не стала исключением. С 1918 по 1932 год в стране расцвел архитектурный авангард, воплотившийся в таких великолепных зданиях, как Шаболовская телевизионная башня, дом-мастерская Мельникова, московский планетарий и другие. В 1932 году был проведен знаменитый конкурс проектов Дома советов, в котором победил Борис Иофан, предложивший построить в центре Москвы фантастическую «смесь» американского небоскреба и дворца в стиле «ампир» с колоннадами, барельефами, с интерьерами, украшенными мозаикой, витражами и фресками.

Проект, как известно, осуществлен не был, но он положил начало архитектурному стилю, господствовавшему в СССР весь период правления Сталина, и получившему название «сталинский ампир» или иначе, по выражению историка архитектуры А. Ю. Броновицкой — «советский монументальный историзм». Для этого направления характерно использование традиций классицизма, барокко, ренессанса, при этом – «осовремененная» трактовка ордеров (например, добавление звезд в капители колонн), обилие барельефов и скульптуры, использование таких материалов, как мрамор, гранит, бронза и т.д. Поскольку стиль должен был подчеркивать мощь и величие советского государства, строились, по преимуществу, общественные здания: дворцы культуры, спортивные комплексы, пионерские лагеря, санатории. Рабочие и крестьяне должны были почувствовать себя «победившим классом» в новых дворцах, открытых для всех трудящихся. Ярчайший пример подобного подхода – станции московского метрополитена.

Жилые дома в этот период тоже строились. Типовые пятиэтажки, в которых насчитывалось от одного до трех подъездов, были, хоть и победнее, но все же украшены лепниной и другими «красивостями». Квартиры в «сталинках» были двух-трехкомнатные, с жилой площадью около 30 кв. метров, и с кухней в 15 кв. метров.

Постановление №1871

Борьба с «архитектурными излишествами» началась сразу после прихода к власти Н. С. Хрущева. Впервые эта мысль прозвучала в 1954 году на Всесоюзном совещании строителей. Тогда было решено бороться с «практикой украшательства» в архитектуре, внедрять повсеместно индустриальные методы строительства, типовое проектирование, добиваясь экономичности и быстроты возведения. А через год было принято постановление ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое покончило со «сталинским ампиром».

Причин такого кардинального решения, как водится, было несколько.

Первая и главная: после войны стал особенно ощутим «квартирный вопрос». Если до войны люди, перебравшиеся в города, радовались жизни в коммунальных квартирах и ждали «светлого будущего», которое воплощалось на их глазах в грандиозные дворцы, то после войны, когда города лежали в руинах, даже коммуналки были доступны не всем. Люди жили в бараках, в кое-как приспособленных зданиях. Чтобы не допустить социального взрыва, жилищную проблему необходимо было решать, причем, быстро.

Поэтому, сначала появились «ободранные сталинки» — так называли в народе типовые здания начала 50-х, лишенные декора, но сохранившие прежние комфортные параметры квартир. А затем пришли «хрущевки». Панельные дома придумали не в СССР, а во Франции, но там они возводились на стальных каркасах. У нас эту конструкцию удешевили, несущими стали внешние железобетонные стены.

Домостроительные комбинаты выпускали готовые панели для многоквартирных домов. Панели привозили на место строительства и возводили из них здание на манер конструктора. В целях экономии отказались не только от «архитектурных излишеств», но и от прежних размеров квартир. В рекламном фильме начала 60-х маленькие кухни объявляются достоинством: раньше, чтобы сварить борщ, говорил диктор, хозяйка вынуждена была пробегать по кухне до 50 метров, а теперь до всего можно дотянуться рукой, не сходя с места.

Таким образом, принеся красоту в жертву экономии и быстроте, удалось решить жилищную проблему, если не полностью, то хотя бы отчасти. Общественные здания, такие, как дворцы культуры, больницы и т.п. в этот период строили тоже без особого стремления к красоте.

Но были и другие причины резкого отказа от «архитектурных излишеств». «Сталинский ампир» был зримым напоминанием о прошедшей эпохе, с которой Н. С. Хрущев стремился порвать полностью и окончательно. Ничто не должно было напоминать о прошлом, напротив, повсеместно советский человек должен был видеть черты нового.

Наконец, сыграл свою роль и известный волюнтаризм Хрущева. Он не переносил того, чего не понимал, у него был своеобразный вкус во всем, что касается искусства, и архитекторы просто опасались создавать что-то хоть немного отличающееся от стандартных «коробок» жилых кварталов. А вдруг как «хозяин» усмотрит черты «сталинского» или, того хуже «буржуазного» стиля в планировке или рисунке фасада?

Так и получилось, что под предлогом решения насущной проблемы – обеспечения жильем советских граждан – в СССР была практически полностью «убита» архитектура.

Ольга Ельникова

Фото: letopis.msu.ru

Источник

PS. При Сталине ежегодно 10% от ВВП приходилось на жилищное строительство.Эти 10 % ВВП составляли как увеличение жилищного фонда, так и ежегодное увеличивать производство строительных материалов путем строительства новых предприятий и расширения производственных мощностей имеющихся, без которого успешное жилищное строительство было не возможно. Это был план, была прочитанная реальность и согласно этой реальности к 1974 году проблема с жильем должна была быть решена полностью. 

Хрущев сломал плановую систему жилищного строительства, бросив все ресурсы на собственно строительство жилья, без учета развития производственной базы под это строительство, что дало кратковременный всплеск( до 1959 года) увеличения жилищного фонда, а затем все покатилось вниз.

***

"В 1959 году в РСФСР было построено 1603 тысячи новых квартир (домов) общей площадью 67.6 миллионов квадратных метров, в которые заселились 5824 тысячи человек. С 1960 по 1964 год эти цифры ежегодно ощутимо снижались несмотря на активное внедрение «хрущевок». В последнем году нахождения Н.С.Хрущева у власти в РСФСР было построено 1286 тысяч новых квартир (домов) общей площадью 52.7 миллионов квадратных метров, в которые заселились 4629 тысяч человек. По отношению к 1959 году все показатели ухудшились более чем на 20%. Особенно пострадало село, где объем жилищного строительства в 1964 году опустился ниже уровня 1950 года.

После устранения Н.С.Хрущева из власти падение объемов жилищного строительства прекратилось, и начался небольшой рост на уровне 1-2% в год. В 1970 году в РСФСР было построено 1317 тысяч новых квартир (домов) общей площадью 58.6 миллионов квадратных метров, в которые заселились 4741 тысяча человек. При этом в сельской местности в 1970 году было построено жилья в 1.5 раза меньше, чем в 1950 году. На уровень 1959 года не удалось выйти вплоть до конца Советского Союза.

Появление в 1960 году «хрущевок» не только не увеличило, но даже уменьшило число людей, получавших новые отдельные квартиры. Тем не менее, миф возник не на пустом месте. Массовое строительство действительно началось, но лишь в одном единственном городе СССР, где оно выглядело наиболее наглядно для средств массовой информации. В 1957 году в Москве было построено 2 миллиона кв. м. жилья, а в 1958 году – почти 6 миллионов. Но это были ещё сталинские дома. А в 1961 году в Москве было построено 12.7 млн. кв.м. жилья исключительно в виде «хрущевок», в 6 раз больше, чем в 1957 году. За время правления Н.С.Хрущева с 1956 по 1964 год жилой фонд Москвы удвоился.

Итак, в 1965 году в новые отдельные квартиры вселилось в 1.5 раза больше людей, чем в 1955 году. В последующие годы объем жилищного строительства практически не менялся. При сохранении плановой системы, существовавшей до 1955 года включительно и сломанной Н.С.Хрущевым в 1956 году, в 1965 году в новые квартиры существенно более высокого качества могло вселиться в 2 раза больше людей, чем в 1955 году. И в каждый последующий год это число увеличивалось бы на 7% до момента полного удовлетворения жилищных потребностей населения, поскольку демографический рост населения РСФСР не превышал 2% в год, а начиная с 1965 года, он опустился до значения менее 1%.

После устранения Н.С.Хрущева из власти прежняя плановая система так и не была восстановлена. Для планомерного увеличения жилищного строительства необходимо было ежегодно увеличивать производство строительных материалов путем строительства новых предприятий и расширения производственных мощностей имеющихся, как это было до 1956 года. Однако, для этого необходимы в больших объемах строительные материалы и трудовые ресурсы, которые можно было взять только из жилищного строительства. В результате в течении нескольких лет пришлось бы сокращать плановые показатели по строительству нового жилья. Такое решение Л.И.Брежнев не решился принять. Возможно, никто и не сообщил Л.И.Брежневу о реальных причинах застоя в жилищном строительстве и способах выхода из этого застоя. Так что жилищная проблема, созданная Хрущевым в 1956 году, стала неразрешимой и сохранилась до конца Советского Союза."

Источник

 

Картина дня

наверх