29 июля - 200 лет Ивану Константиновичу Айвазовскому, которого мы помним не просто как художника, а как библейского мариниста
Хотелось бы рассказать не просто биографию художника, но пояснить, почему его действительно можно назвать "библейским маринистом". Во многом это объяснит чудеса, которые Айвазовский переносил на полотна.

Начало пути - от ссоры с учителем до дружбы с императором
Айвазовский (Ованнес Айвазян) родился в 1817 году. Его предками были армяне, переселившиеся в Галицию в XVIII веке. Отец долгое время занимался торговлей, пока не разорился, а брат со временем принял монашество.
С детства Ованнес занимался живописью и увлекался музыкой. Впервые на его талант обратил внимание архитектор из Феодосии Яков Христианович Кох и занимался с ним лично. Помогал в том числе с бумагой, красками и карандашами.
После феодосийского училища и симферопольской гимназии Айвазовский (во многом при содействии Натальи Нарышкиной) поступил в петербургскую Императорскую академию художеств. Здесь с ним приключилась неприятная история: французский художник Филипп Таннер старался обучать его рисованию в определенной манере. Айвазовский же стремился рисовать по-своему. Дошло до того, что на осенней выставке Академии художеств в 1836 году ученик без спроса представил пять своих картин, о которых люди отозвались с восторгом. Таннеру, конечно, своеволие пришлось не по душе, и он пожаловался на Айвазовского императору Николаю I. Картины убрали, а сам Айвазовский на полгода был изолирован от общения с высшими кругами Петербурга.
Но потом император не только простил Ивана за дерзость, но и всячески хвалил и поощрял начинания. Как рассказывал художник Константин Лемох, спустя годы император, выйдя в море на колесном пароходе, взял с собой художника. Николай I тогда воскликнул: "Айвазовский, я - царь земли, а ты - царь моря!"

После своей "реабилитации" Айвазовский много путешествовал и со временем проводил успешные выставки - в Крыму, европейских странах, Грузии и Армении и многих других.
Айвазовский был лично знаком с Пушкиным и Чеховым, Глинкой и Брюлловым, Жуковским и Венециановым и многими другими.
В 1839-м он получил аттестат об окончании академии, первый чин и личное дворянство. Позже за свои картины был удостоен золотой медали Парижской академии художеств. С 1844 года становится живописцем Главного морского штаба России, а с 1847-го - профессором Петербургской академии художеств. Кроме того, получил широкое признание в Европе и был членом академий в Риме, Париже, Флоренции, Амстердаме и Штутгарте.

И все же основная жизнь, по признанию самого Айвазовского, протекала в Крыму. "У себя в Отечестве, наслаждаясь настоящим, можешь будущность свою также мечтать тут же", - писал он в письмах. Во многом это послужило разногласиям с первой женой: та родила художнику четырех дочерей, но, не желая оставаться на полуострове и мечтая о Петербурге, бросила его.
Впрочем, позже Айвазовский встретил вторую жену - Анну Саркисову-Бурназян, с которой уже никогда не расставался.
Библейские сюжеты в жизни Айвазовского
Айвазовские были набожными людьми. В свое время именно под влиянием Ивана его брат Габриэл отказался от католической веры и возвратился в лоно Армянской апостольской церкви. Он принял монашество и стал архиепископом Гавриилом (в миру его звали Габриэлом Айвазовским). Он был очень мудрым человеком, хорошо знал историю, лингвистику и был полиглотом.

Братья встретились после долгих лет разлуки, когда брат жил в монастыре на острове. Художник оставил монахам в качестве подарка одну из своих сильнейших работ на библейскую тему - картину "Сотворение мира", или "Хаос".
Важнейшие события в жизни Айвазовского связаны с церковью Сурб-Саркис, где его крестили, а затем он венчался с Анной. Более того, отпевали художника в 1900 году тоже в этом храме.
У него было много других картин на религиозные темы, помимо "Хаоса". Это "Всемирный потоп" - художник изобразил страшный момент, когда людей смывает грозными водами со скал. Это и светлое полотно "Сошествие Ноя с горы Арарат", где спасенные Богом люди и животные после долгого наводнения выходят на землю. Это суровый "Переход евреев через Красное море", когда "вверг Господь египтян в бездну морскую! Вернулась вода и поглотила их всех - и колесницы, и всадников, и все войско фараоново, что погналось по дну моря за сынами израилевыми". И, конечно, "Хождение по водам", когда Господь спас утопающего Петра и сказал важное: "Маловер, зачем ты усомнился?" К слову, "Хождение по водам" художник подарил Таганрогскому паломническому приюту с часовней Императорского православного палестинского общества.
Протоиерей Геннадий (Беловолов), пожалуй, лучше всех описывает секрет полотен Айвазовского:
"…В Крыму есть и горы, и холмы, и прекрасные поля и рощи. Видимо, здесь что-то внутреннее. В море он узнал свою душу, в море он узнал своего Творца, в море он услышал молитвы ангелов, в море он прочел Священное Писание, которое начинается словами: "Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою". Последние слова я бы поставил эпиграфом ко всем полотнам художника-мариниста. В них в самом деле Дух носится над водою. Это и есть формула Айвазовского, которого можно назвать тайнозрителем моря. Он всегда смотрел вглубь морских бездн, он как будто созерцал первые мгновенья сотворения мира. Море предстает у него универсальной основой природы".
В этом смысле, отмечает протоиерей, Айвазовский - библейский маринист.
Военные темы
Айвазовский жил в такой век, что невольно будешь рисовать войну из прошлого и настоящего. Он запечатлел подвиги русского военно-морского флота в Наваринском, Чесменском и Синопском боях, изобразил подвиг брига "Меркурий".
Конечно, важнейшей темой стала для Айвазовского оборона Севастополя. Ей он посвятил "Осаду", "Взятие Севастополя" и "Переход русских войск на северную сторону".
"Недавно я сам один ездил в Крым, был также 28 октября в Севастополе, имел счастье представиться их императорским высочествам. И по желанию великого князя Николая Николаевича я наскоро нарисовал общий вид Севастополя во время сильной канонады, - писал Айвазовский в письмах. - Грустно русскому сердцу видеть дерзкое предприятие нечестных англичан и французов, но с Божией милостью наше храброе войско отстоит наш дорогой уголок Крыма; храбрость наших моряков выше всякого описания. Надо видеть действие наших бастионов, и тогда можно вообразить и поверить всему, что рассказывают про гарнизон севастопольский".
Конечно, Айвазовский часто изображал Черноморский флот в русских портах.

Отдельной темой, вдохновляющей Айвазовского, был Константинополь. Ему он посвятил много работ: "Вид Константинополя" (1852), "Вид Константинополя и Босфора" (1856), "Константинополь на заре" (1851) и другие.

Мой адрес всегда в Феодосии
Феодосия во многом возродилась благодаря усилиям и ходатайствам Айвазовского. Как писал он в послании к меценату Павлу Третьякову, "мой адрес всегда в Феодосии".
Он действительно превратил город в один из центров живописной культуры на юге России. Он оставил после себя учеников, которых впоследствии объединит Киммерийская школа живописи.
Айвазовский открыл здесь школу искусств, стал инициатором строительства железной дороги Феодосия - Джанкой, ратовал за расширение феодосийского порта и помог городу обеспечить доступ к питьевой воде. А с 1880-го открыл выставочный зал в своем доме, который сам и подарил любимому городу. Именно этот зал и стал знаменитой Феодосийской картинной галереей.
Прав протоиерей Геннадий: Айвазовский поистине был "тайнозрителем моря". Когда человеком движет глубокое чувство любви, он и мир вокруг себя чувствует тонко, преображает его, и память о нем хранится веками.
https://tsargrad.tv/articles/ivan-ajvazovskij-i-duh-bozhij-n...
Свежие комментарии