
Один из главных переговорщиков со Штатами, спецпредставитель президента России по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами Кирилл Дмитриев, стал автором сенсации. После телефонного разговора лидеров РФ и США он написал в соцсети, что под Беринговым проливом (его ширина по прямой между нашими странами 82,5 км. ) вполне можно прорыть «туннель Путина-Трампа», который соединит Америку с Евразией.
Мы вспомнили историю подобных идей: впервые они появились еще в позапрошлом веке, но реализовать их мешала политика.
Свой пост Дмитриев сопроводил бумагой, который наш посол передал «в пакете» соратнице Трампа Анне Паулине Луне. Американская конгрессвумен получила архивные советские документы, связанные с убийством Джона Кеннеди (его убийца, Ли Харви Освальд, попросил убежища в СССР, был устроен токарем на завод в Минске, но через три года вернулся в Америку).
На бумаге - рисунок ручкой от руки со схемой пути, соединяющего Чукотку с Аляской и надписью на английском: «Мост Кеннеди–Хрущева можно и нужно построить между Аляской и Россией немедленно». Взят он из письма гражданина США Дага Сандстрема, которое тот отправил на имя Никиты Сергеевича в связи с убийством Кеннеди.
Кирилл Дмитриев показал и современный план туннеля по тому же маршруту, сообщив: это может быть «туннель Путина-Трампа» стоимостью в $8 млрд. А построить его реально, если использовать технологии Boring Company. В посте спецпредставитель президента тегнул Илона Маска - речь шла о его компании.
Boring Company Маска строит подземные туннели и разрабатывает высокоэкономичные буровые машины (бурение удешевляется минимум в 10 раз). Правда, проект вакуумных поездов Hyperloop у Илона провалился. Но туннели-то остались!
СОПРОТИВЛЕНИЕ СТОЛЫПИНА
Первый проект соединения Евразии и Северной Америки появился еще в 1890 году - это была идея губернатора штата Колорадо Гилпина. Ею вдохновились американские магнаты железных дорог, ведь речь шла о паромной железнодорожной связи.
Предполагалось, что со стороны Аляски вагоны будут грузить на ледокольные паромы и переправлять на Чукотку, где тоже хотели проложить железную дорогу.
Но российское правительство, опасаясь роста иностранного влияния, со временем - при премьере Столыпине - зарубило проект, для которого заграничные инвесторы выдвинули условие: выделить им на 90 лет полосу шириной в 10 км по обе стороны будущих ж/д путей, да еще и монополию на добычу полезных ископаемых в этой зоне.
Также царское правительство отклонило проект Йозефа Штрауса, который предлагал перекинуть мост через Берингов пролив. Штраус, кстати, впоследствии спроектировал знаменитый мост «Золотые ворота» в Сан-Франциско длиной 2737 м.
СОВЕТСКАЯ УТОПИЯ
В пятидесятые годы прошлого века инженер Петр Борисов зарегистрировал в Госкомизобретений СССР проект «Коренного улучшения климата»: он предлагал перекрыть Берингов пролив дамбой из громадных бетонных блоков, а по ней пустить железнодорожные пути.
Но главной целью было улучшить климат в северных районах: атомные электростанции должны быть снабжать энергией насосы для перекачки воды по сложной системе из Северного Ледовитого океана. Не углубляясь в детали: измененное течение Гольфстрима, по мысли Борисова, нагрело бы северные берега СССР и растопило бы арктические льды. Слава богу, утопию положили под сукно.
При Хрущеве отношения Советского Союза и США было потеплели, и Никита Сергеич в 1961-м встретился с Джоном Кеннеди в Вене. Но через год грянул Карибский кризис, а еще через год Кеннеди был убит — и появился как раз тот эскиз, который показал публике Кирилл Дмитриев. Значение рисунок имел чисто символическое, призывал к миру.

СТО КИЛОМЕТРОВ ПОД ВОДОЙ
С перестройкой идея реанимировалась, ее обсуждали на всяческих международных конференциях. Возникли несколько организаций, которые развивали идею межконтинентального пути. Одна из них - Interhemispheric Bering Strait Tunnel and Railroad Group - появилась в 1991 году с подачи американского инженера чешского происхождения Джорджа Кумала. К нему примкнули активисты с Аляски, а с российской стороны «локомотивом» стал экономист и инженер Виктор Разбегин.
Перед встречей Путина и Трампа на Аляске Разбегин рассказывал, как ему видится строительство: четыре тысячи километров железной дороги на российской стороне, две тысячи - на американской, сто километров тоннеля, считая выходы. Для «сервисных целей», той же вентиляции, должны быть задействованы острова Большой и Малый Диомид.
Энергетическому обеспечению помогут приливные электростанции и ГЭС на сибирских и якутских реках. Проект может окупиться за 15 лет, строительство займет 7-8 лет.
ПОДСЧЕТЫ С АЛЯСКИ
В 2013 году эмигрировавший из России на Аляску журналист, а ныне нотариус Федор Соловьев основал компанию «ИнтерБеринг», предлагая всем желающим вложиться в подготовку «проекта века». Но желающих много не нашлось, а Соловьев делился проблемами с расчисткой от деревьев своего участка - что уж там говорить о форсировании Берингова пролива.
По подсчетам Соловьева, построить железную дорогу от Якутска до канадского города Форт Нельсон и трех параллельных туннелей (два основных, один технический) под Беринговым проливом стоило бы $250 млрд. Там же можно было бы протянуть нефтепровод и газопровод.
Впрочем, Федор честно признавался, что без преодоления политической напряженности проект не осуществить (без государственных денег тоже).

ПОДХОДЯЩАЯ ГЛУБИНА
Есть пара-тройка вопросов. Без участия Канады, которая отделяет Аляску от остальной материковой части США, план смысла не имеет. Как не имеет он смысла и без Китая. Увязать интересы всех четырех сторон было бы ох как непросто.
Проект облегчит экспорт энергоносителей из Америки и Канады в тот же Китай, а нам, конечно, хочется, чтобы нашу нефть там не теснили. Сейчас Поднебесная покупает в США всего 2% от своего нефтяного импорта (к тому же идет война пошлин), а в Канаде - 4% - но все же.
Размер железнодорожной колеи в России и Америке различается (там так же, как в Европе), значит, вагонам где-то придется менять колесики.
Наконец, климат - пятидесятиградусные морозы и вечная мерзлота долговечности конструкций не благоприятствуют.
А вот глубина у Берингова пролива подходящая: около 50 метров, как в Ла-Манше, где туннель уже есть.
ДОНАЛЬД ЛЮБИТ СТРОЙКИ
Все же согласитесь: идея очень красивая. Лет десять назад о ней вспоминал американский журнал Atlantic, причем с горечью: мол, США не готовы осуществлять нечто подобное, «великое и безумное», ведь среднестатистическая жительница Нью-Йорка «стоит в пробках в метро, ожидая подземного проекта Манхэттена: всего лишь 33 квартала путей для призрачной линии метро на Второй авеню, которую уже так долго обещают построить».
Но Трамп есть Трамп, и стройки он как раз очень любит.
Свежие комментарии