На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТО о ПОЛИТИКЕ

46 461 подписчик

Свежие комментарии

  • ninikooo Митусова8 июля, 9:32
    Он участвовал в « схеме не один». Нудно наказать каждого по максимуму с конфискацией « до трусов» всего « записанного...Названы основные ...
  • Ирина Некрасова8 июля, 9:18
    Гад и предатель свое благополучие оплачивал гибелью простых людей, своих сограждан... И спал спокойно, пока с должнос...Названы основные ...
  • Сергей Алексеев8 июля, 9:15
    не правильные у нас законы, то что наворовал и мёртвый должен вернуть.Названы основные ...

Доктрина Монро против доктрины Си Цзиньпина

 

В свое время, выдвигая знаменитую «доктрину Монро», пятый президент США и не думал о том, что принципу «Америка для американцев» могут бросить вызов азиаты. Речь шла исключительно о европейцах. Свое видение внешней политики Джеймс Монро сформулировал предельно четко: «американские континенты, добившиеся свободы и независимости…не должны рассматриваться как объект будущей колонизации со стороны любых европейских держав».
В ежегодном послании Конгрессу в 1823 году Монро заявил: «Мы не можем рассматривать любое вмешательство европейской державы с целью угнетения этих стран или установления какого-либо контроля над ними иначе, как недружественное проявление по отношению к Соединенным Штатам». 

О том, что эпоха «доктрины Монро» ушла в прошлое, а США теперь рассматривают страны Латинской Америки как равных себе партнеров, официально было объявлено лишь в прошлом году. Это сделал госсекретарь США Джон Керри в программной речи в штаб-квартире Организации американских государств в Вашингтоне. Многие китайские комментаторы в связи с этим ехидно замечали, что это вынужденное признание Керри озвучил в связи с тем, что США уже не в силах противостоять растущей роли, которую играет на континенте Китай. Одновременно китайские эксперты отмечали, что США, отказываясь от «доктрины Монро», все равно ставят задачу «продвигать и защищать демократию». Китай же навязывать кому-то свою модель развития не намерен. 

В 2009 году тогдашний заместитель председателя КНР Си Цзиньпин совершил серию зарубежных визитов, которая фактически стала его первыми международными смотринами. Короткое выступление Си на встрече с китайскими эмигрантами в Мексике якобы случайно попало в эфир одной из местных телестанций.
Естественно, откровения будущего лидера Китая тут же разошлись по миру. «Некоторые хорошо откормленные, скучающие иностранцы не находят ничего лучшего, как тыкать пальцем в нашу страну. Во-первых, Китай не экспортирует революцию, во-вторых, Китай не экспортирует голод и нищету, и, в-третьих, Китай не причиняет вам головной боли, разве этого мало?», — заявил будущий председатель КНР. Поскольку это было сказано буквально под боком у США, многие наблюдатели сочли слова Си Цзиньпина китайским ответом на «доктрину Монро». 

Определенную роль в налаживании отношений Пекина и стран Латинской Америки сыграло и то, что часть государств этого региона, например, Куба и Венесуэла, открыто выступают против гегемонии США, а задачей своей политики называют построение социализма. Однако переоценивать значение идеологического родства КНР и этих стран не стоит. Для китайского руководства латиноамериканские страны — это, прежде всего, поставщики сырья, а не единомышленники. Китай последовательно усиливает свое влияние в Южной Америке, руководствуясь стратегией «мирного возвышения» в тылу у США. Причем мирное возвышение как раз и реализуется через масштабные экономические проекты, все теснее привязывающие эти страны к Китаю. 

Среди китайских коммерческих проектов по всему миру транспортные занимают особое место. Неслучайно одной из внешнеполитических новаций Си Цзиньпина стала реализуемая в Евразии концепция нового Шелкового пути. Ключевым для повышения роли Китай в регионе Южной и Центральной Америки может стать строительство трансокеанского канала в Никарагуа. 

Сама история участия в этом проекте китайской компании достаточно темная. Хотя бы потому, что Никарагуа признает Тайвань и не имеет с КНР дипломатических отношений. Тем не менее, малоизвестная гонконгская фирма HK Nicaragua Canal Development Investment неожиданно для многих получила концессию на строительство канала сроком на 50 лет. Инициатива вроде бы частная. Генеральный директор компании Ван Цзин отрицает, что связан с китайским правительством. Правда, как сообщала гонконгская печать, он долгое время ездил на автомобиле с военными номерами, а его предприятия часто посещают высокопоставленные китайские чиновники. 

Недавно компания загадочного Ван Цзина представила в Манагуа окончательный проект строительства, которое должно быть начато в декабре нынешнего года. Возведение межокеанского пути обойдется в 40 миллиардов долларов. Протяженность канала составит 278 км (больше чем длина Панамского и Суэцкого каналов вместе взятых). Ширина — от 230 до 520 метров, а его глубина будет доходить до 30 метров. Проектировщики подсчитали, что суда смогут переплывать из Тихого океана в Атлантический примерно за 30 часов. 

Эксперты пока скептически оценивают перспективы проекта. Торговый представитель России в Китае Алексей Груздев считает, что проект по строительству так называемого Никарагуанского канала пока находятся в стадии «громких решений». В интервью ИТАР-ТАСС российский торгпред обратил внимание на то, что «нет информации об источниках финансирования, хотя были заявлены колоссальные цифры». Вместе с тем, он подчеркнул, что торгпредство РФ в Китае со своей стороны будет «продолжать изучение этого проекта» с точки зрения его возможной реализации. 

В рамках концессионного договора китайская фирма получила в качестве бонуса множество безналоговых «побочных проектов». Среди них — строительство железной дороги, международного аэропорта, океанских портов, нефтепровода и двух зон свободной торговли. Не исключено, что какое-то время все силы могут быть брошены именно на эти проекты, а строительство канала будет законсервировано. Между тем, получать отчисления от проекта Никарагуа начнет только после начала эксплуатации канала. 

Между тем, планы по строительству канала тревожат экологов, поскольку протяженная водная артерия пройдет по уникальным природным территориям. Однако, учитывая, какие суммы поставлены на кон — строительство канала в пять раз превышает годовой показатель ВВП Никарагуа — нет сомнений, что власти страны и компания-концессионер сделают все возможное, чтобы развеять опасения тех, кто считает, что пока с экономической и экологической точки зрения все выглядит достаточно туманно. Но Китай и не кладет все яйца в одну корзину — возможно, что проект «сухопутного канала» с участием Бразилии и Перу будет реализован раньше. 

Во время визитов в Южную Америку Си Цзиньпин вспомнил о любимом виде спорта латиноамериканцев — футболе. Председатель КНР процитировал слова бразильского нападающего Пеле о том, что самый важный гол — это следующий гол. «Таким и должно быть наше двустороннее сотрудничество — мы всегда должны стремиться забить самый выдающийся гол», — сказал Си Цзиньпин. Пока «хорошо откормленные и скучающие» показывают на Китай пальцем, Китай последовательно закрепляется на латиноамериканском поле, на деле демонстрируя, что «доктрина Монро» безнадежно устарела. 

На фото в заголовке - китайский рабочив в Коста-Рике.
 
Рекомендуем
Популярное
наверх