
https://vz.ru/opinions/2020/12. ..
Сталина и Дзержинского невозможно примирить с православной Россией
Сергей Худиев
публицист, богослов
29 декабря 2020, 09:20
<<Одна из постоянно висящих в топе конфликтных тем – это отношение к истории России и особенно к истории ХХ века. Мы являемся свидетелями попыток реанимации если не коммунистической идеологии – то, по крайней мере, ее лозунгов, символов и ключевых фигур: таких как Ленин, Дзержинский или Сталин.>>
{А какова альтернатива? Либерализм (Александр Мень) и фашизм (Александр Киселёв)?}
<<Люди эмоционально реагируют на то, что кажется им обидным или, напротив, лестным, оставляя за кадром те вопросы, которые надо уточнять в первую очередь. Где лежат наши корни? Какова наша идентичность как национального, культурного, цивилизационного сообщества?
В самом деле, чтобы оценивать те или иные явления в отечественной истории, мы должны определиться с критериями оценки, с тем, что такое хорошо и что такое плохо. Каковы наши убеждения и ценности. Без этого мы обречены наблюдать довольно бессмысленную перепалку между представителями двух идеологических лагерей – либералами и красными.>>
{Ну а где же фашисты и крепостники?}
<<Для «очернителей» практически все в нашей истории ужасно и отвратительно и свидетельствует о какой-то врожденной испорченности России со времен если не князя Владимира, то, по крайней мере, татаро-монгольского ига.
Трагические события ХХ века используются для обоснования тезиса о вечной и уникальной плохости России. Еще в романе Достоевского «Бесы», действие которого разворачивается в 1870-е годы, революционный интеллигент восклицает: «Но никогда Россия, во всю бестолковую тысячу лет своей жизни, не доходила до такого позора»>>{Ну и к чему это дешёвое передёргивание? Это в старой "божественной" России дворяне искренне презирали мужика, дистанцировались от него, старались даже и говорить на французском. А революция и была реализацией вековечных "упований" национальных творческих сил.}
<<То обстоятельство, что катастрофу 1917 года долго и старательно готовила именно революционная интеллигенция, упорно шатая скрепы и внушая людям презрение к религии, к истории и к государству, ею не замечается. Более того, в этой среде обычно принято поддерживать февральскую революцию – потому что Российская империя «себя изжила». Монархию, мол, свергли правильно – но тут откуда ни возьмись внезапно выскочили большевики и все испортили.>>
{Так это Керенский с Бубликовым империю порушили? А не долдоны типа Куропаткина, не казнокрады - военные подрядчики, не дипломаты-англоманы? Ну да, ну да, конечно.}
<<...Родина – это не филиал Царства Божия на земле, а одна из стран этого падшего мира, с не менее трагической историей, чем у других стран, такой лакированный патриотизм рушится. Поэтому важно понять, из чего мы исходим, давая те или иные оценки – как мы определяем нашу культурную и цивилизационную идентичность. И эта идентичность вполне очевидна. Наши подлинные корни – в Крещении Руси, наша история формируется под влиянием православного христианства, именно оно создает идеал нашей личной и общественной жизни.>>
{Но ведь это - слова. Христианств в мире множество, православий - тоже. И становится всё больше. Почему у нас утвердилось именно такое православие - это большой вопрос. Да ведь и не такое православие у нас утвердилось, а такие. Ибо православие Александра Меня, православие Александра Киселёва, православия Сергия Романова и православие голубых епископов - существенно разные верочки. Может быть, мы ещё и до крещения отличались чем-то "своеобычным"?}
<<Вы можете не иметь личной веры – но все мы принадлежим к культуре, которая, как и другие великие культуры, была сформирована устремлением человека к вечному спасению. Наши цивилизационные ценности, конечно, разделяются и неверующими людьми – но сложились они именно в пространстве веры.>>
{Это куда и зачем? Русский мужик, построивший живучую, неуязвимую экономику в местности с урожайностью сам-три - сам-четыре, не детей своих кормил, а "устремлялся к вечному спасению"? Прикажете такие благопошлости "обсуждать"?}
<<Макар Нагульнов в «Тихом Доне» говорит: «Да я... тысячи станови зараз дедов, детишек, баб... Да скажи мне, что надо их в распыл. Для революции надо... Я их из пулемета всех порешу!»>>
{Человечек рассуждает о русской истории и, не краснея, переселяет героя "Поднятой целины" и "Тихий Дон". О чём тут можно вообще говорить?}
<<Мы, русские – христианский, православный народ, а «красный проект» требовал решительного отречения от этой нашей идентичности. Сейчас люди пытаются интегрировать православные и коммунистические символы.
Но это – самообман с самого начала, нелепый и оскорбительный как для искренних верующих, так и для искренних коммунистов. Коммунизм, Ленина, Сталина и Дзержинского невозможно примирить с православной Россией, преподобным Сергием Радонежским и Андреем Рублевым. Примирение возможно между людьми (люди меняются), но не между мировоззрениями.>>
{А вот тут соглашусь. Протоиерей Александр Киселёв прекрасно соединял облик Сергия Радонежского с идеалами власовского движения, за что и любим оный протоиерей ему подобными и в наши дни. А вот с коммунизмом всё это благочестие не сочетается вовсе. }
<<Тезис «Бога нет, Церковь – как и всякое богопочитание – подлежит искоренению» невозможно примирить с верой в Бога и созданную Им ради спасения людей Церковь. Невозможно одновременно считать благом православную веру и насильственное насаждение атеизма при коммунистах. Попытки задним числом записать Сталина в православные поражают возмутительным неуважением к его собственной, недвусмысленно заявленной позиции.>>
{И тут не поспоришь. Хитрожопая подлость благочестивых, стремящихся запачкать Сталина православием, вызывает омерзение.}
<<Гонения большевиков на Церковь – не случайный эпизод и не трагическое недоразумение; это неизбежное порождение идеологического проекта, в котором всякая религия рассматривалась как обман трудящихся. Высказывания В.И. Ленина о вере в Бога мы здесь приводить не будем в силу их крайнего экстремизма, они достаточно хорошо известны. Невозможно быть и наследниками святой Руси, и наследниками тех, чью позицию «принявший революцию» поэт обозначил словами «пальнем-ка пулей в святую Русь».>>
{Ну ведь ложь-то вопиющая. Давно известно намерение Маркса и марксистов "откупиться от всей этой банды". И давно известно принципиальное положение марксизма о том, что массовая религиозность неотвратимо воспроизводится обстановкой "товарного фетишизма", самой работой рыночного хозяйства. Зачем же рубить понятных сегодняшних попов в капусту, не зная, какие попы приду им на смену? Не проще ли что-то сделать с экономическим базисом общества? Ну, разумеется, за исключением тех печальных случаев, когда попы активно включаются в политическую борьбу.}
<<Если мы принадлежим к тысячелетней православной цивилизации, мы не можем считать своей идеологию, которая ставила прямо заявленной целью ее разрушение. Мы можем только признать, что эта идеология была тяжким заблуждением, изменой нашей национальной и цивилизационной идентичности, которая повлекла за собой самые ужасные последствия.>>
{Если посмотреть на то православное общество, которое воспроизводит в своих романах Фёдор Михайлович Достоевский, то нельзя не признать, что сохранение ТАКОГО общества, консервация его - грязнейшая и подлейшая измена России. А вот продажа коммунистических идеалов поставила русский народ на грань физического выживания. Слов нет, вымираем мы со всем благочестием, но не всех это радует.}
<<Но вот прославление идеологических маньяков, которые залили страну кровью (таких как Ленин, Дзержинский, Сталин, Войков или Бела Кун), возможно только при отречении от нашего тысячелетнего наследия, при отказе быть народом христианской культуры. И это гораздо более разрушительно, чем осознание (в любом случае неизбежное) того, что в истории нашей страны были страшные падения – как и в истории других стран.>>
{Мне-то всегда казалось, что у идеологических маньяков, заливших страну кровью, были несколько иные имена. Корнилов, Алексеев, Краснов, Деникин, Колчак, Врангель, Юденич, Миллер... И возле каждого из них роились не только западные кураторы и живодёры-контрразведчики, но и вдохновенные прозападные православные попы.}
<<Если люди способны любить Родину только при условии ее безупречности – значит, они вообще неспособны ее любить. Поэтому нам стоит принять, что мы – христианский народ с тысячелетней историей, который знал и взлеты, и падения, и святых, и негодяев. И нас есть унаследованные от нашей традиции ценности, которые позволяют отличить первых от вторых.>>
{Да ведь и история наша немного поглубже, да и порядочность того или иного героя не находится ни в какой связи с его религиозностью. Петруша Гринёв порядочен настолько, насколько вообще может быть порядочен дворянин-крепостник, а Швабрин абсолютно аморален. Но оба они - неверующие.}
_______________________
Душераздирающее зрелище. Понятно, что буржуазная ("деловая") газета потчует своих читателей осетриной, протухшей ещё при Горбачёве. Непонятно, почему в наше время находятся читатели, которых от этой осетрины не выворачивает изнанку.
Свежие комментарии