Goldman Sachs, Morgan Stanley и JP Morgan обвиняются в манипулировании ценами на товарных рынках. В условиях нестабильности мировой экономики такие действия опасны и могут привести к увеличению рисков возникновения кризисов в различных регионах.
Не успел еще улечься скандал с шестью глобальными банками, заплатившими огромные штрафы за манипуляции на валютном рынке, как стало известно о новых исках к трем ведущим мировым кредитным организациям. Так, подкомитет американского сената опубликовал итоги двухлетнего расследования, в котором обвинил Goldman Sachs, Morgan Stanley и JP Morgan в манипулировании ценами на сырьевые товары.
В почти 400 страничном докладе подкомитет указал, что эти банки стали «активными участниками» нарушений на рынках сырьевых товаров, что способствовало увеличению рисков для финансовой стабильности, промышленности и потребителей, а также получению компаниями несправедливых торговых преимуществ. Как пишет Financial Times, подкомитет проведет два дня слушаний на этой неделе, в рамках которых будут представлены свидетельства должностных лиц банка, а также экспертов и регуляторов.
Ряд промышленных потребителей металлов, в том числе Superior Extrusion, MillerCoors, Encore Wire, жаловались, что им приходится ждать месяцами в очередях, чтобы получить доступ к приобретенным металлам на ЛФБ, а цены на них искусственно завышены. По некоторым оценкам, в результате манипуляций банков с мировыми ценами на алюминий только в 2012 году затраты промышленных компаний на приобретение металлов в целом были завышены на 3 млрд долларов.
Так что, заявил сенатор Карл Левин, председатель подкомитета, «пришло время восстановить разделение между банковской деятельностью и торговлей, а также исключить использование непубличной информации в ущерб промышленности и потребителям». Сенатор Джон Маккейн добавил, что «банки участвуют в торговле и владеют физическими товарами в течение ряда лет, но в последнее время усилилось их участие в новых направлениях деятельности. Работа подкомитета - это возможность проанализировать это участие, определить, порождает ли оно чрезмерные риски, и определить потенциальные причины для беспокойства, которые требуют дальнейшего надзора со стороны конгресса и финансовых регуляторов». «Представьте, если бы ВР была банком, - продолжил Джон Маккейн. – Ответственность от разлива нефти привело бы к провалу, ведущему к получению компанией помощи налогоплательщика».
Последствия расследования для этих банков будут заключаться в ущербе для репутации и существенных штрафах за манипуляции, если их факт еще докажут, отмечает адвокат компании «Деловой фарватер» Антон Соничев. Возможно, каких-то должностных лиц банков привлекут к уголовной ответственности, но это маловероятно, скорее всего, обойдутся только высокими штрафами. Ущерб для репутации из-за расследования приведет к оттоку клиентов из этих банков (не массовому), а также снизится стоимость их акций на рынке.
При этом факт манипуляции доказать сложно, поскольку практически нереально найти прямые доказательства этого. Обычно все доказательства по таким делам косвенные, кроме случаев, когда один или несколько участников сговора (если он был) признаются в этом. Впрочем, свидетельств должностных лиц банка вместе с документальными подтверждениями совершения нарушений и получения выгоды от этого, а также с мнениями регуляторов и экспертов вполне может хватить, чтобы доказать факт манипуляции.
Между тем, манипуляции на сырьевых рынках крайне опасны, поскольку, например, в отличие от финансовых инструментов, этот сегмент финансового рынка напрямую связан с реальным сектором экономики, объясняет управляющий активами УК «Фонд Магута»Платон Магута. И если ценообразование товаров будет нерыночным и не основанным на фундаментальных факторах, в мировой экономике могут возникнуть серьезные перекосы в структуре и существенно повысить риски возникновения новых кризисов в различных регионах мира. Манипуляции в отношении отдельных товаров особенно опасны - так, нефть является ключевым экспортным продуктом для целого ряда стран (порядка 25 стран), мировой объем нефтяного рынка превышает 4 трлн долларов, и манипуляции ценами грозят серьезно подорвать стабильность мировой экономики. Поэтому неудивительно, что в связи с последними резкими скачками на товарных рынках все чаще мировые финансовые регуляторы стали заводить расследования на предмет возможных манипуляций.
Да и вообще экономически тревожное время - отличная почва для разного рода манипуляций, чем и пользуются банки, кто-то для собственного спокойствия и равновесия, кто-то - для заработка, говорит аналитик МФЦ Анна Линевская. Естественно, что последний подход способен разбалансировать рынок еще сильнее, и его хорошо бы пресекать. Для банковского сектора даже усредненные условия работы в мире сейчас достаточно либеральны, здесь есть, где ужесточать рамки. Например, неплохо было бы пересмотреть с более строгим подходом условия относительно размеров собственного капитала без подмены его заемными активами. Все кредиты, особенно на крупные суммы и долгий срок, должны быть проверены на соответствие нормам. Любое отклонение в спорную сторону, в идеале, должно рассматриваться не с точки зрения пользы банку, а с позиции ухода от средних стандартов. Естественно, необходимо восстановление четкой границы между банковскими услугами широкого спектра и торговлей в чистом виде, и здесь тоже должна работать твердая рука регуляторов.
Если же говорить в целом о ситуации с так называемым «закручиванием гаек» в банковском секторе в последнее время, то финансовый кризис – это расплата за управленческие ошибки. Неудивительно, что с нарастанием кризиса то там, то здесь на поверхность постепенно вылезают их последствия, считает независимый аналитик Дмитрий Адамидов. Банки в этом смысле не исключение. Количественное смягчение в последние годы, так или иначе, обеспечивало хороший рост практически всех фондовых и товарных рынков и потому не удивительно, что внимание банков было сфокусировано на спекулятивных операциях. Но с его сворачиванием исчезли и возможности получения прибыли – реальная экономика так и не запустилась. Соответственно, по всем законам здравого смысла теперь маятник намерен качнуться в другую сторону – без постоянной финансовой подпитки рынки ожидает падение или в лучшем случае - стагнация. На нефтяном рынке такое падение уже произошло.
Поэтому те активы, которые еще вчера обеспечивали процветание, сегодня уже приносят убытки, либо принесут их в самом скором будущем. Но проблема еще и в том, считает эксперт, что американские банки являются крупнейшими игроками, и им просто не кому «скинуть» все проблемные активы. В итоге в ход идут манипуляции с отчетностью, вывод плохих активов за баланс и прочие ухищрения. То же самое было и в 2009 году, но, судя по всему, сегодня мы стоим на пороге более масштабного и затяжного кризиса.
Свежие комментарии