Сергей Вершлер, Посадка Ту-124 на Неву, 1963
«Тот леденящий ужас, который испытали мы, пассажиры на борту Boeing 777, ни с чем не сравним», — делится своими впечатлениями о полёте в соцсетях пассажир рейса Елена Дудник, — «Яркая вспышка, толчки, истерики, салон, охваченный едким белым дымом, плач, капли конденсата со всех сторон, паника». Причины происшествия пока не установлены, но уже очевидно, что произошедшее в Доминикане стало далеко не рядовым авиаинцидентом». Редакция ЖУРНАЛА ЖЖ вспомнила о самых невероятных случаях спасения пилотами своих пассажиров в новейшей истории российской авиации.
Посадка в тайге
Аварийная посадка самолёта Ту-154 на заброшенном таёжном аэродроме в Ижме (Республика Коми), стала, пожалуй, одним из самых знаменитых случаев успешных аварийных посадок за последние годы. Напомним, что 7 сентября 2010 года Ту-154М авиакомпании «Алроса» выполнял пассажирский рейс ЯМ 516 по маршруту Удачный — Москва, через 3,5 часа полета из-за технических неполадок борт был полностью обесточен. DPMMAX пишет:
«Снизились: где-то тут течёт река Ижма, вдруг удастся найти более-менее ровный участок и приводниться?. И обнаружили внизу посёлок. С взлётно-посадочной полосой.
Пилоты по радио связались с местной службой МЧС и предупредили, что заходят на вынужденную посадку. Пришлось сделать два ухода на второй круг: убедиться, что на полосу можно сесть, попытаться погасить скорость без закрылков и предкрылков. Сели с третьего захода. Да, посадочная скорость была не 270 км/ч, как положено, а 350-380. Да, длина полосы не положенные этому самолёту 2500 метров, а всего лишь 1325. Но борт сел. Он выкатился за торец полосы на 160 метров, немного поменял ландшафтный дизайн, проехавшись по кустам и деревьям, немного помял крылья, порвал покрышки и нахватал веток в даигатели — но он сел! И все — 72 пассажира и 9 членов экипажа — остались целы и невредимы. Людей спустили по аварийным трапам, разместили, накормили...»
----------------------------------------------
Неуправляемый Ил-76
Командиру Ту-154 Евгению Новосёлову и второму пилоту Андрею Ламанову, сделавшим в тот день практически невозможное, было присвоено звание «Герой России». Высшей государственной награды за спасение пассажиров десятью годами ранее был удостоен командир самолёта Ил-76 военно-транспортной авиации России подполковник Андрей Зеленко.

21 июня 2000 года во время рейса «Махачкала-Астрахань-Новосибирск» у Ил-76 Зеленко, на борту которого находились 220 дагестанских призывников и 12 членов экипажа, на высоте 5000 метров отказали практически все системы управления, насосы подачи топлива и шасси, загорелся один из двигателей. Но каким-то чудом командир сумел посадить горящую машину, никто из находившихся на борту людей не пострадал. Через несколько минут после посадки машина полностью сгорела. Причиной аварии позже было названо короткое замыкание в одном из силовых кабелей самолёта.
Пикирование с 10 000 метров
Менее известным, и, по мнению редакции, несправедливо забытым сегодня случаем спасения пассажиров за последние годы, стало происшествие с самолётом Ан-148 авиакомпании «Россия», следовавшего рейсом FV 132 из Москвы в Петербург 4 июня 2010 года. На высоте более 10 000 метров у машины отказала система управления, и он начал пикировать с углом в 26 и креном в 56 градусов. Пилоты переключились на штурвальное управление и выровняли машину практически у земли. Как рассказывали очевидцы, после посадки командир воздушного судна попрощался с пассажирами примерно такой фразой: «Прошу нас простить. Мы ничего не могли сделать. Видимо, было сильное смещение ветра. К счастью, нам удалось выправить ситуацию. Мы живём». Но, как выяснила комиссия по расследованию инцидента, причиной происшествия стал заводской брак.

«Был повреждён провод питания датчика обратной связи руля направления — там обнаружили продольный порез 5-7мм, в результате которого было замыкание на экран. Датчик давал неверные данные о положении руля, а автоматика, не чуя беды, отклоняла руль (самолёт оснащён электродистанционной системой управления (fly-by-wire), нет механической или гидравлической связи между штурвалом, педалями и поверхностями, только электрика и автоматика — управляет либо автопилот, либо пилот, но всё равно все его действия проходят через компьютер). В результате боковая перегрузка, крен, пикирование... Потом, когда рассогласование между заданным положением руля и сигналом обратной связи всё-таки достигло максимума, автоматика допёрла и переключила управление рулём на другой канал.
Вот так, судьба сотни людей чуть не решилась 5-тимиллиметровым порезом провода, подумать только...»
-----------------------------------------------
В истории советской авиации было также немало случаев предотвращения пилотами казалось бы неизбежных авиакатастроф. Таковым стала знаменитая посадка на Неву пассажирского лайнера Ту-124 21 августа 1963 года. После взлёта из Таллина экипаж обнаружил, что переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении. Посадка в аэропорту Таллина была невозможна из-за тумана и диспетчеры решили посадить лайнер на аэродроме «Пулково» в Ленинграде. Уже над городом у самолета поочередно выключились оба двигателя, командир воздушного судна Виктор Мостовой принял решение приводняться на Неву. Посадка была успешной — все пассажиры и члены экипажа остались живы. Однако, это происшествие до сих пор вызывает немало дискуссий в авиационном сообществе. Есть мнение, что доля вины за произошедшее лежит на экипаже, который «прозевал», что у самолета заканчивается топливо из-за чего и выключились его двигатели.
Свежие комментарии