
Колючая проволока, траншеи, солдатская фляга, подбитый немецкий аэроплан — реконструкцию битвы на Марне в пригороде Парижа для школьников проводят почти каждые выходные. В городе Мо, в крупнейшем музее Первой мировой, этому сражению посвящен целый зал. "Чудо на Марне" — так называют битву, которая, по мнению французских историков, решила исход всей войны.
К началу сентября 1914-го немцы, как никогда, близки к победе, французы — к катастрофе. Разбив врага в Пограничном сражении, германская армия, сметая оборону противника, стремительно идет на Париж. Британский экспедиционный корпус, высадившийся в Булони, Гавре и Руане, также терпит поражение. Французское правительство тайно эвакуируется в Бордо.
"Немцы наступали очень быстро, проходя в день до 40 километров, но при этом все больше теряя связь с тылами, испытывая постоянные проблемы с обеспечением", — рассказал директор музея Первой мировой войны в городе Мо Мишель Руже.
Сказалась и усталость. С начала кампании германскую армию постоянно гнали вперед. В итоге через месяц немецкие солдаты просто валились с ног. Французы же, несмотря на то что были вынуждены отступать, сумели сохранить боеспособность. А к битве за Париж маршал Жоффр получил подкрепление, успел провести в рядах армии реорганизацию и назначить на ключевые посты молодых и амбициозных командиров.
"Немцы, наверное, слишком рано уверовали в победу, переоценили свои силы. Французы же поняли, что отступать дальше некуда. Многие были готовы сражаться и умереть на поле битвы", — отметил историк Фредерик Гельтон.
Отстоять столицу были готовы и парижане. На улицах выросли баррикады. Стратегически важные мосты через Сену и Марну заминировали, как и символ города Эйфелеву башню.
В небе над Парижем в те дни даже кружили немецкие аэропланы, которые сбрасывали на город листовки с призывом сдаться. Впрочем, на парижан это большого впечатления не произвело. Горожане, наоборот, всячески поддерживали и воодушевляли французских солдат, которых перед отправлением на линию фронта специально проводили маршем по улицам Парижа.
Впрочем, транспорта, чтобы перебросить все войска под Париж, не хватало. Тогда на помощь армии пришло столичное такси. За один вечер на линию фронта такси доставили почти пять тысяч солдат. Но даже героических усилия всего французского народа вряд ли бы хватило, чтобы одолеть немецкую военную машину, если бы не рука помощи, протянутая Россией.
"Битва на Марне была выиграна благодаря русской армии. Она не была готова к войне, не успела завершить мобилизацию, но откликнулась на просьбу союзников по Антанте. Успех в битве при Гумбиннене вынудил немцев перебросить из Франции на русский фронт два армейских корпуса и одну кавалерийскую дивизию", — сказал директор исторического музея "Форт Помпель и Русский экспедиционный корпус" Марк Буксен.
50 тысяч немецких солдат покидают свои позиции и отправляют в Восточную Пруссию. Группировка на западе серьезно ослаблена, правый фланг германской обороны оголен. Французы с англичанами идут в контрнаступление. Несмотря на отчаянные попытки выстоять, к исходу четвертого дня сражений немцы вынуждены отойти на сто километров. План Германии взять врага в железные тиски провалился.
Спасать французскую столицу еще раз русским солдатам придется уже двумя годами позже. Девять месяцев солдаты и офицеры Русского экспедиционного корпуса героически удерживают форт Помпель, обороняя Реймс и дорогу на Париж, участвуют в наступательных операциях союзников.
В городе Курси, который был взят русскими за три дня ценой больших потерь, скоро установят памятник. "Макет памятника: русский солдат держит в одной руке девочку, а в другой — медведя Мишку. Он, как известно, был талисманом Русского экспедиционного корпуса", — рассказал мэр Курси Жоли Мартин.
Главным же итогом битвы на Марне в самом начале войны стало не поражение немцев и не моральный подъем французской армии. К сентябрю 1914 года противники были истощены, армии выдохлись, для продолжения активных боевых действий нужны были свежие силы, новые союзники. Европейская война стала постепенно перерастать в мировую. И победителям, и проигравшим уже тогда стало очевидно: война будет продолжаться еще очень долго.
Свежие комментарии