На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПРОСТО о ПОЛИТИКЕ

46 090 подписчиков

Свежие комментарии

  • Мила Терехова
    Тут тебя заждались. Семки не забудьНовый "37" год? Н...
  • Мила Терехова
    Ну почему же?  Это же ты сливаешься с заданной темы на борщ. А по поводу Сердюкова ты умудрился несколько комментарие...Новый "37" год? Н...
  • Мила Терехова
    Проанализировать всю прежнюю их работу и посидеть на дорожку. Для этого и есть у нас служба внутренней безопасности в...По поводу 78 отде...

Как латышский моряк сбежал из СССР. Теперь он хочет стать русским

Речь идёт о латыше из Торонто Артуре Фогелсе. «Я из невозвращенцев!» - так представился 78-летний канадец, который родился 4 июля – аккурат в День независимости США. Как оказалось, в 1970 году он вместе со своим русским другом Анатолием Андреевым сбежали за границу, не вернувшись с торгового судна «Энгуре» Латвийского морского пароходства.

Артурс Фогелс заглянул в родную Ригу. Фото автора

Предатели Советской Латвии

Сухогруз вышел тогда из Риги в Манчестер в Великобритании 29 апреля. А сам побег был осуществлен в символическую дату – 9 Мая, когда вся великая и могучая страна отмечала День Победы. ЧП произвело эффект разорвавшейся бомбы.

Западные газеты тогда пестрели огромными заголовками. Мол, молодые люди не захотели жить за «железным занавесом». А дома вовсю старался «Ригас балсс» и другие латвийские СМИ, которые, понятное дело, клеймили предателей Советской Латвии.

- Я вырос в самом центре Риги, - рассказал Артурс, который прекрасно говорит на великом и могучем. – Мой отец Альфред Петрович Фогелс родом из Валмиеры. Он был очень известным человеком – возглавлял Латвийское морское пароходство.

Мы жили в Старой Риге на улице Калею, за Театром русской драмы. Тогда меня знал каждый пес, а сейчас, конечно, уже никто не узнает. Как-то встретил на улице в Риге однокурсника, и он прошел мимо. Конечно, уже столько времени прошло. Я учился на строительном факультете Рижского политеха.

Обожествляли Америку

- Почему вы сбежали?

- Мы обожествляли Америку. Её демократию и пр. Я выступал за свободу. Хотел, чтобы Александра Солженицына можно было легко читать, чтобы люди могли без всяких ограничений выезжать за границу. Сейчас я бы подумал, уезжать или нет.

Когда начались события в Чехословакии, я надеялся, что наступят большие перемены. Но вскоре все надежды погибли под танками. Я понял, что нужно уезжать. Я был против самой системы. Никогда не состоял в партии и не хотел вступать.

Благодаря отцу получил заграничную визу. В противном случае кто бы меня выпустил? Визу тогда получить было не так-то просто. На третьем курсе института бросил учебу и пошел в матросы. Я уже знал, что не вернусь.

Весь рейс молился

Мы ходили на «Энгуре». Судно было названо в честь латвийского городка.

Мой приятель Анатолий Андреев после учебы в профильном одесском институте стал инженером по механизации портов. Поскольку он имел допуск в экспортную часть, то ночью зашел на судно.

Так и отправился «зайцем». Сейчас он живет в Нью-Джерси в Америке, периодически ездим друг к другу в гости. А тогда мы вышли в Великобритании - в портовом городе Манчестер. Я весь рейс молился, чтобы не пришли утром.

Боялся, что откроют трюмы и начнут их разгружать, а значит, обнаружат Анатолия. Днем там всегда люди. Слава богу, сильно штормило, и мы задержались. Прибыли в Великобританию уже под вечер, когда никто уже не работал.

Так что у меня впереди была вся ночь. Когда я заступил на ночную вахту с 4 до 8 часов утра, то начал действовать. Остальной экипаж после продолжительного рейса сначала расслаблялся, а потом отдыхал.

Торговое судно "Энгуре" Латвийского морского пароходства. Пресс-фото

8 дней в трюме

Мне оставалось только взломать пломбы и выпустить приятеля. Он находился в трюме 8 суток. Взял с собой шоколад, чтобы не умереть с голоду. Мы прошли через проходную, сказали, что с советского судна и просим политическое убежище.

Они куда-то позвонили, приезжали сотрудники, нас отвезли в участок, где мы заполнили бумаги. Попросили перевести нас в Лондон. Анатолий вскоре нашел подходящую работу - там были точно такие же погрузчики, как и в Риге. А я отправился в Канаду.

- Почему не в Америку?

- Я немного пожил в латышском доме. Познакомился с одним латышом - Альфонсом Калнсом, который побывал в отпуске в Австралии, а потом возвращался домой в Торонто. Разговорились, и он предложить переехать в Канаду.

Прислал приглашение на работу. Я в его компании полтора года пробыл чертёжником. А потом занялся торговлей овощей и фруктов. Проработал на самой большой плодоовощной базе Торонто 34 года. У нас выходят на пенсию в 65 лет. Но меня не отпускали. Отработал лишних четыре года.

В Латвию не хочет вернуться

- Не хотите вернуться в свободную и независимую Латвию? Сейчас её правительство приглашает всех домой на историческую родину.

- Ну что вы. Там у меня собственность, я получаю хорошую пенсию. Кроме того, я не могу отсутствовать в Канаде более 6 месяцев, иначе потеряю медицинские льготы. Мать после 91-го года четыре раза ко мне приезжала.

Она тоже никогда не советовала мне возвращаться в Латвию. Когда она болела, за ней ухаживала одна прекрасная русская женщина Татьяна. Мама (она умерла в 2010 году) всегда ей говорила: «Я не знаю, как тебя отблагодарить!»

Я пригласил Таню в Канаду, ей понравилось. А в итоге мы поженились.

Парадокс в том, что за почти четыре десятилетия моей жизни на Западе мои политические взгляды претерпели кардинальные изменения.

Политика двойных стандартов

- Вы об Америке?

- Да, я её обожествлял. Но теперь я уже другой. Категорически не поддерживаю политику, которую проводят США. Это политика двойных стандартов. Получается, пройдя весь круг, я превратился в антиамериканца. Сегодня я латыш, который хочет стать... русским.

- О каких двойных стандартах идёт речь?

- Скажем, мне очень не нравится, как штатовские власти поступают со Сноуденом. Я не понимаю, почему его преследуют?

Если кто-то сфотографировал того, кто застрелил человека, то, наверное, логичнее было бы судить преступника, а не того, кто его заснял и кто о нём рассказал. Разве это не театр абсурда?

Для меня Сноуден - большущий герой нашего времени! Для сравнения: когда я сбежал из СССР, то особо ничего не терял. А ведь Сноуден зарабатывал огромные деньги. Ради своих идеалов он пожертвовал собой, своей свободой, положив на карту свою жизнь.

Мне также не нравится, как американские СМИ наврали о войне в Грузии. Примеров подобных лжи могу привести массу. Когда смотришь на всё критическим взглядом, то понимаешь, сколько неправды на тебя постоянно выливается.

И постепенно чаша моего терпения переполнилась. Понимаете? Моя наивность осталась в прошлом. Я на своём жизненном опыте убедился, что за океаном трава вовсе не везде зелёная.

Вблизи Штаты совсем другие

- Получается, вы поменяли свои взгляды самым радикальным образом...

- Парадокс в том, что сегодня я стал совершенно прорусски настроенным латышом. Я поддерживаю политику России. Даже взял тур по Волге на пароходе «Александр Радищев», чтобы ближе познакомиться с великой страной.

Конечно, когда я жил в Латвии, то далёкую Америку воспринимал иначе. А потом всё разглядел вблизи. Мой покойный отец был очень порядочным человеком. Мама говорила, что он никогда бы не одобрил того, что сейчас происходит в Латвии. Я тоже так считаю.

- Что вы имеете в виду?

- Например, я не понимаю, как рижские власти могут допустить все эти легионерские «прогулки» 16 марта. Я против антирусской истерии. Не нравится мне и безудержное пресмыкание перед Америкой, параноидальная ненависть к России.

Кстати, в Канаде два государственных языка. И гимн на двух языках – на английском и французском. Дорожные знаки тоже на двух языках. Как и любая бумажка. Никого это не ущемляет. Наоборот, очень здорово. Никто не чувствует себя униженным за счёт других.

Я считаю, что и в Латвии так должно быть. Ведь огромная часть населения - русские. Я помню, что в моём советском паспорте было записано, что я латыш. Я гордился этим. Но никогда и в мыслях не было ничего дурного против русских. Я был рад, что у нас такая большая многонациональная страна.

- Отец сильно переживал, когда вы стали невозвращенцем?

- А вы как думаете? Но, знаете, отец всё понимал. Когда он умирал, то сказал моей матери, чтобы она не волновалась за меня. «Я бывал в Канаде неоднократно, это хорошая страна, так что наш сын там не пропадёт. Надеюсь, что вы когда-нибудь с ним увидитесь!» Он так говорил, хотя не знал, доведётся нам с матерью встретиться или нет...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх